Интернет, инет, нет, Всемирная паутина, глобальная сеть, www – одних
только синонимов этого изобретения конца 20 века, прочно занявшего свое
место в нашей жизни, наберется десятка полтора! Этапы восприятия, через
которые приходится проходить изобретениям в сфере создания, хранения и
передачи информации, во многом схожи, будь то появление книгопечатания,
внедрение в жизнь телефона и радио, переход к эфирному и кабельному
телевещанию и т.п. Создавая эти новые, прогрессивные технологии для
своих нужд, человек, в большинстве случаев преследовал благие цели.
Прошедшая испытание на востребованность временем или злободневная
оперативная информация попадала на страницы газет, журналов и книг,
выдавалась в эфир. Источники информации оценивались дотошными людьми на
предмет доступности и «правильности» с точки зрения веры или
политического момента, что-то вырезалось на этапах подготовки, что-то
рекомендовали не давать в эфир, но даже если что-то проскальзывало,
тома книг могли сжечь, автора наказать, передачу переснять или
запретить. Ну а уж если что и прошло в эфир единожды на всю страну или
континент, то все равно средства противодействия оказывались всегда под
рукой. Иными словами, в истории шло все, как по накатанной: от идеи - к
опытам и пробным образцам, от удивления небывалому эффекту новшества со
стороны избранных – к служению изобретения массам.
Сегодня же, получив в распоряжение Интернет, мы только начинаем
осознавать, что это за технология, хотя используем активно уже добрый
десяток лет: от общения тет-а-тет или с некоей аудиторией одновременно,
совместной работы и обмена информацией, невзирая на границы и часовые
пояса, до рекламы товаров и услуг, покупок с доставкой на дом; от игр в
шахматы или «стратегий-стрелялок» по сети до электронных торгов и игры
на фондовом рынке. Во многом сам пользователь определяет, для чего и в
каких объемах использовать Интернет.
Современный Интернет – это и хранилище всевозможной
информации, и инструмент ее нахождения, и средство коммуникации, и
электронный магазин, и рекламный щит. Вот только начальника единого у
всего этого хозяйства нет и быть не может. А посему оказываются
зачастую по соседству ресурсы разного содержания.
Безусловно, вопросами своего присутствия в инете
надо заниматься. Думаете, если вы ничего не отправляли во Всемирную
сеть, если не включаете свой компьютер или не имеете его вовсе – то и
не о чем беспокоиться? Ан, нет! О вас может написать кто угодно и что
угодно: от восхищения вашими данными, например, вокальными или внешними
(как в случае с сайтами поклонников звезд) до публично вынесенной ссоры
или размещенных порочащих честь и достоинство фотографий, созданных при
помощи компьютерного монтажа.
Интернет – не газета, не листок на заборе. Тираж не
скупить, с забора не сорвать. Да и узнать об инциденте сразу не
получится, если нет прямой ссылки на то место в сети, куда сей шедевр
поместили. Пока кто-либо из знакомых не откопает случайно эти реплики
или робот-поисковик не проиндексирует заметку, и не станет выдавать ее
по запросу поиска. И даже если источник неприятности вы находите,
запретить его оперативно можно, реально?
Но это все так, по мелочам. Таит в себе эта среда и различные соблазны.
Современное средство коммуникации сегодня притягивает к себе, как
магнит, тех, кто зарабатывает на низменных желаниях человека к
удовольствиям: от распространения эротической клубнички до электронных
притонов, от предложений наркосодержащих веществ до инструкций по их
производству… И взрослые, безусловно, должны защитить от всего этого
школьников! Защитить, прежде всего переключив внимание с «плохих»
сайтов на «хорошие», позитивные.
Есть во Всемирной паутине ряд образовательных
ресурсов: энциклопедии, научные статьи, сайты учебных заведений,
электронные тесты, учебники и методички, базы данных. Сегодня по данным
поисковой системы Яндекс в ответ на запрос «Образовательные ресурсы»
машина выдала мне 12 389 сайтов, на измененный запрос «Ресурсы
образования» - 17 938. Это всевозможные каталоги, которые создаются для
облегчения целенаправленного поиска. Однако, по мнению современных
школьников и студентов, образовательные ресурсы для них – это, прежде
всего, многочисленные банки рефератов. Причем, качество найденного
материала тоже никто не гарантирует. Только в инете рядом с нужной
информацией можно отыскать море хлама, отправляя при этом единый
запрос. Даже на запрос по названию школы или вуза можно получить ссылки
сразу на несколько сайтов: рядом с официальным окажется несколько
самостийных, инициативных. Что там будет размещено – во многом зависит
от ценностных установок и порядочности разработчика странички. Ее
содержание – увы, вне компетенции той же администрации образовательного
учреждения. Таким образом, Интернет – это не готовые к усвоению знания,
а лишь рабочие материалы, технология их доставки, причем значительная
часть информации, предлагающаяся пользователям, - сомнительного
содержания.
Тем не менее, признавая, безусловно, позитивную роль
Интернет-технологий в плане доставки информации, на уровне
Правительства РФ в рамках приоритетного национального проекта
«Образование» было принято решение обеспечить доступ всех школ к
ресурсам Интернет. Именно доступ!
Конечно, учителям хотелось бы видеть в сети методические разработки
коллег, дидактические и наглядные материалы, виртуальные экскурсии и
т.п. Но многие, увы, очень многие пожелания остаются пока только
таковыми. Причины слабого развития образовательного сегмента рунета
тоже известны: от нашей лености по поводу создания новых продуктов до
незащищенности в части авторских прав и т.п. Поэтому сегодня
«образовательный Интернет» - хоть и научная, но все еще фантастика. И
находить информацию приходится «отовсюду понемногу». А еще всем нам
хотелось бы получить универсальный фильтр, позволявший бы отсекать все
то, что растлевает, провоцирует, калечит современное молодое поколение.
Увы, такого универсального программного обеспечения, гарантирующего
полную контентную фильтрацию Интернет-ресурсов, не существует. В
распоряжении педагогов сегодня есть обновленная версия персонального
клиента фильтрации (дистрибутив размещен на сайте http://www.skf.edu.ru
). Отсечение «плохого» контента происходит, как опираясь на ключевые
слова, фразы, так и на «черный список» сайтов. Ответственный
администратор имеет возможность этот список обновлять, пополнять.
Однако, очевидно, что сделать его полным невозможно никогда. Даже если
представить, что учитель информатики начнет сам методом поиска и
перебора такие ресурсы отсматривать и делать недоступными. Не хватит ни
времени, ни нервов!
Вместе с тем, Ст. 14 ФЗ "Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации" предусмотрено, что органы
государственной власти РФ обязаны принимать меры по защите ребенка от
информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью,
нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной,
классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и
табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и
религиозного неравенства, а также от распространения печатной
продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и
жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное
поведение.
А коль скоро исключить на 100% риск доступа учащихся
к Интернет-ресурсам, несовместимыми с задачами обучения и воспитания,
технически не получится, остается только одно: обеспечить
многоуровневый контроль использования доступа в Интернет в
образовательных учреждениях. Среди вариантов фильтрации за счет
«человеческого фактора» можно назвать инструктажи по использованию
ресурсов Интернет, закрепление рабочих мест за учениками с фиксацией в
соответствующих журналах, эффект присутствия педагога, при котором
пропадает соблазн поискать «клубничку», создание списков запрещенных и
условно-разрешенных ресурсов Интернет (такие списки, регламенты работы
доведены министерством образования и науки Самарской области до
образовательных учреждений), четкая формулировка задачи и
предоставление лимита времени на ее выполнение, предварительная
отработка отдельных элементов задания учителями для выявления возможных
потенциальных опасностей и т.п.
И еще! Поскольку многие школьники и студенты сегодня
подчас с головой уходят в вируальную реальность, используя доступ в
Интернет с домашних компьютеров, всем нам еще предстоит убедить
молодежь в том, что для полноценной реальной жизни забивать голову
одним инетом не стоит.
|